Путешествие в Южную Америку
Мифы и реальность Маршрут
Организаторы Регистрация на участие
Информация о визах
Информация о визах

Легенды и предания


Амазонские ночи

Воистину, побывав в Икитосе и его окрестностях, начинаешь понимать, что значит: «Там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит…», ибо увидеть этих самых русалок и леших не составляет особого труда даже без употребления шаманских психотропных настоек. Если вы проводите ночь в сельве, то достаточно просто остаться в одиночестве, хорошенько открыть глаза… и навострить уши.

Ночью сельва преображается в благоухающий бархат, полный самых невероятных звуков и движений. Она убаюкивает наш рациональный разум и в то же время обостряет все чувства, заставляя ощущать себя зверем. Ее сравнивают с лоном матери, в котором можно находиться в блаженном неведении и полной изоляции от бешеного ритма современной жизни. Сельва полна жизни и плодородной силы, ее энергия наполняет тело до такой степени, что в какой момент начинает казаться, будто вы сухая ветка, которую воткнули в чернозем и она зацвела.

Если же вам довелось выехать ночью на лодке по амазонским притокам, будьте готовы к невероятным прыжкам, совершаемым рыбой прямо у борта. Эти камикадзе будут запрыгивать вам прямо на колени. И что удивительно, вместо того, чтобы собирать эту рыбу на уху, вы начнете спасать их, чувствуя себя частью их мира…


Предание о русалке

Говорят, что в лагуне Кистокоча, что недалеко от Икитоса, живет одна женщина. Нет ей равных в красоте. Лунными ночами она поднимается из вод озера, и сидит, полная грусти, покачиваясь на лианах и расчесывая свои длинные волосы. Имя этой русалки — «Цветок Йавари», обречена она страдать за несчастную любовь. Ее отец, великий Йакуруна, бог всех амазонских вод, сослал ее жить вечно в лагуне Кистокоча, не простив за то, что она полюбила обычного смертного. Один его глаз никогда не закрывается, и он зорко следит за ней, чтобы она не могла прервать свое одиночество…Те, кому доводится ее увидеть, навсегда теряют покой.


Предание о Первом Шамане

Раньше ашанинга умели разговаривать с животными. Они жили рядом друг с другом и не враждовали между собой. Но однажды индейцы разругались с орлом, и тот сделал так, что они перестали понимать язык зверей. А вскоре между людьми и животными началась война. Индейцы убивали и ели более слабых животных, а сильные хищники убивали индейцев.

Как-то ночью, индеец Чащоба увидел сон, в котором он находит в сельве лиану, хранящую силу и мудрость ягуара, варит ее и выпивает отвар. Пойдя наутро в лес, Чащоба стал срезать подряд все лианы в поисках нужной. И вот, на срезе одной из них увидел рисунок, напоминающий отпечаток лапы ягуара.

Вечером он сварил лиану и выпил отвар. И тут же почувствовал изменения в своем теле. Упав на четвереньки он зарычал и, посмотрев на свое отражение в зеркале, обнаружил, что превратился в ягуара. Чащоба обрадовался, так как уже много дней ничего не ел, и бросился в лес, охотиться. Под утро он вернулся домой, волоча за собой большого оленя, и, положив добычу возле хижины, заснул. Наутро, очнувшись уже в человеческом облике, индеец обнаружил лежащую у порога тушу оленя, и вспомнил о ночной охоте. С тех пор у него всегда было много свежего мяса.

На следующую ночь, превратившись в ягуара и уйдя в джунгли, Чащоба научился понимать язык зверей, и долго общался с лесными жителями, узнавая у них секреты лекарственных растений. А утром он собрал нужные травы и стал лечить себя и свою семью. Потом к нему стали обращаться соплеменники, так как Чащоба знал секреты целительства и никому не отказывал в помощи.

Так среди людей появился Первый Шаман.


Предание о Матери Мира — анаконде Сатчамама

Раньше была пустота и огонь. В черной бездне плавали лишь звезды. Но вот появилась анаконда. Она ползала среди светил, и ей было одиноко.

Сатчамама решила создать землю — и появилась ровная, черная поверхность. Однако на ней не было жизни, и тогда анаконда начала зарываться в землю всем телом. Она копала очень долго, так что ее шкура потускнела, и превратилась из яркой, красно-синей, в блеклую черно-зеленую.

Зато когда она закончила работу, появилось русло первой реки, по которому потекла вода. Затем возникли озера и заливы, а вся земля покрылась сетью ручьев и проток.

А через несколько дней вокруг воды выросли травы, лианы и деревья, среди которых стали рождаться первые животные. Так возникла сельва — дом всех индейцев. Поэтому мы — индейцы боро — почитаем анаконду Матерью Мира, Земли и Воды и поклоняемся ей. 


Легенда о Титикаке и Крылатой Пуме

Вулкан Атоха однажды изверг пуму Коати, которая имела крылья. Вылетев, она затем погрузилась в озеро Титикака и на дне превратилась в золотую змею Катари . Эта змея вышла из озера в виде молнии Кэхо и трансформировалась в воду — дождь. С дождем она возвратилась на землю и смешиваясь с ней, образовала сель и стекла в озеро. Таким образом, был отражен круговорот основных элементов космогонии Анд.

Удивительно, но, в какую бы сторону мы не двинулись от Пуно, всюду мы повстречаем напоминание об этих персонажах — Крылатой Пуме, змее Катари и вулканах, на которые сориентированы все древние постройки в этих местах.

Недалеко от Пуно стоит Храм Плодородия, в котором женщины-жрицы (жены Солнца) проводили церемонии «оплодотворения земли» чичей (маисовой брагой). Он сориентирован так, чтобы «холодный и горячий ветры, дующие с вулканов Каравайо и Апойомани смешивались и теплым веянием овевали главный фаллос храма».